Продвижение судебной реформы должно согласовываться с концепцией «слышащего государства» - Нурлан Абдиров

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ - Спрос на проведение реформы правоохранительной и судебной системы страны остается высоким. И полумерами здесь не обойтись. Таким мнением поделился заместитель председателя Сената Парламента РК Нурлан Абдиров, комментируя Послание Президента Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана, передает МИА «Казинформ».

«Послание Президента Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана, уже традиционно прозвучавшее на открытии сессии Парламента, безусловно, налагает на парламентариев высокую ответственность за будущее республики. При этом новое Послание охватывает собой широкий спектр модернизационной повестки страны.

В эти дни мои коллеги по Сенату активно выражают свои мысли и позиции по разным значимым аспектам этой повестки и готовность включиться в их эффективное продвижение. Учитывая данное обстоятельство и выражая солидарность с ними, думаю ограничить эту публикацию отдельными актуальными вопросами защиты конституционных прав и свобод граждан, искоренения необоснованного привлечения их в орбиту уголовного преследования, качества отправления правосудия – проблемами, требующими своего безусловного решения. На этих аспектах в Послании сделан особый акцент. Отсюда и требования к правоохранительным органам, которые должны идти навстречу запросам граждан. Тем самым, спрос на проведение реформы правоохранительной и судебной системы страны остается высоким. И полумерами здесь не обойтись. При этом продвижение самой реформы должно согласовываться с положениями концепции «слышащего государства».

Полагаю, что решение данной системной задачи в итоге позволит выйти на устойчивую траекторию дальнейшего укрепления нашей государственности, поскольку успешная реформа в правоохранительном и судебном блоке способна послужить драйвером модернизации всей системы государственного управления в Казахстане. Достаточно сказать, что в этом блоке сегодня работают более 160 тысяч человек.

Люди, всерьез беспокоящиеся о будущем страны, должны понимать, что ее динамичное социально-экономическое развитие возможно только при условии верховенства права и гарантии безопасности ее граждан.

На этом пути нам предстоит решить многие задачи. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что правоохранительная система в целом обеспечивает правопорядок и контролирует криминогенную ситуацию. Свидетельством является общее неуклонное снижение в последние годы уровня преступности, включая тяжкие и особо тяжкие преступления. Весомая работа проведена в законодательном плане: произошел отказ от чрезвычайно репрессивного советского уголовного закона, декриминализированы деяния, связанные со свободой предпринимательства. Выровнена политика лишения свободы: в строгих тюремных условиях сидят опасные преступники, изоляция которых просто необходима. Но этого явно недостаточно для дальнейшего продвижения страны, ведь перед нами стоят ясные, амбициозные цели, которые четко изложены в Стратегии «Казахстан - 2050» Елбасы Нурсултана Назарбаева.

И здесь есть над чем работать. Существенным препятствием, которое требует устранения, является сохраняющийся обвинительный уклон в работе правоохранительных органов. Об этом прямо сказано в Послании. Специалисты помнят, что если раньше основными поводами для жалоб граждан были укрывательство преступлений, волокита расследований и незаконное прекращение дел, то сейчас люди обращаются по вопросам необоснованного вовлечения в орбиту уголовного процесса, незаконных методов работы и действий правоохранительных органов.

Все это требует особого внимания, в первую очередь, органов прокуратуры. Ведь по нашей Конституции именно за прокуратурой закреплены высший надзор за соблюдением законности и уголовное преследование, что позволяет прокурору проверять законность решений и действий на всех стадиях расследования. Однако отсутствие законодательной обязанности в совокупности с нагрузкой и огромным количеством поднадзорных дел привели к тому, что прокурор фактически знакомится с делом только перед самым его направлением в суд.

На этом фоне следует признать справедливость экспертных оценок о том, что ответственность правоохранительных и надзорных органов остается размытой на всех стадиях расследования. Поэтому фильтры, через которые должно проходить дело, часто не срабатывают. К тому же задача по быстрому раскрытию преступлений, как показывает уже давно сложившаяся практика, по-прежнему, превалирует над защитой прав граждан.

Этими обстоятельствами обьясняется необходимость нацелить реформу правоохранительной системы на конкретное распределение зон ответственности. Тем самым парадигма деятельности всей этой системы должна быть изменена.

В этом ключе, в интересах повышения качества расследований, Президентом предложен обоснованный вариант «трехзвенной модели» функциональной реформы. По сути своей, она предполагает разделение полномочий в этой сфере на полицейские (выявление, пресечение преступлений, расследование дел), прокурорские (надзор и уголовное преследование) и судебные функции (судебный контроль за расследованием) с усилением ответственности за нарушение конституционных прав граждан. Такая система будет соответствовать ранее избранной концепции реформирования на основе германской модели. Достижение ее конечных целей позволит добиться минимизации фактов необоснованного вовлечения граждан в орбиту уголовного преследования и создаст реальные гарантии соблюдения их прав и свобод.

Общественные запросы, логика и перспективы развития страны выводят на повестку дня вопросы серьезной трансформации правоохранительной системы, которая должна объединять в себе совокупность государственных сервисных органов. Гражданин, обращаясь в полицию, должен получать, по-сути, услугу по обеспечению своих прав и интересов в сфере безопасности. Поэтому, как и все виды государственных услуг, услуги правоохранительной системы должны иметь четкие стандарты качества и критерии их оценки. Отсюда вытекает необходимость продолжения реформы местной полицейской службы по принципу «полиции шаговой доступности» и обеспечение качественного перехода МПС на сервисную модель.

Здесь хотелось бы подробнее остановиться на фигуре участкового инспектора полиции, которой Глава государства отводит ключевую роль. И мой интерес к этой теме не случаен, поскольку сенаторы из профильного постоянного комитета Палаты последовательно и профессионально ведут свою работу по поиску оптимальной модели этого важного института коммуникации государства с населением, выезжая на места, встречаясь с людьми, изучая их мнения и запросы. Именно участковый должен напрямую работать с людьми, быть узнаваемым и доступным для них, быть рядом, защищать их права и завоевывать доверие. Добиться этого будет совсем не просто, тем более, что штатная численность участковых в 6600 человек на треть ниже утвержденного норматива, да и этот штат полностью не укомплектован из-за огромной нагрузки, отсутствия нормальных условий для работы и, как следствие, высокой «текучести кадров».

Сами участковые полицейские жалуются на систематическое их отвлечение от основной работы на ежедневные длительные селекторные совещания и инструктажи руководства полиции, охрану общественного порядка в местах проведения массовых мероприятий, визитов высокопоставленных чиновников, выполнение отдельных поручений следователей в рамках досудебных расследований и многое другое.

А если еще учесть, что в сельской местности одним участковым инспектором обслуживается по 3-5 населенных пунктов, расположенных на значительном удалении друг от друга (до 50-70 км), а до районного центра порой приходится добираться за 300-400 км, то получается, что большую часть своего рабочего времени такой полицейский в буквальном смысле «проводит в пути».

Еще несколько красноречивых цифр: из 2826 участковых пунктов полиции 40% не имеют телефонной связи, 62% расположены в зданиях акиматов и иных организаций, где не созданы необходимые условия для осуществления повседневной работы, содержания доставленных лиц. Более половины из этих полицейских пунктов не подключены к информационным системам МВД и прокуратуры, столько же из них требуют ремонта.

При этом половина участковых полицейских в отдаленных сельских районах жильем не обеспечена, и государство никому из этой службы не компенсирует аренду жилья.

Все эти вопросы надо будет решить в короткий срок вкупе с повышением статуса участкового полицейского, наделением его массой необходимых материально-технических и функциональных возможностей в целях незамедлительного регирования на нужды людей. При этом успех от реализации данных мер возможен только в случае создания эффективной обратной связи с населением.

Здесь надо упомянуть о предложении Президента оснастить помещения правоохранительных органов и пенитенциарных учреждений видеонаблюдением для предотвращения возможных правонарушений. Это поддерживается и Уполномоченным по правам человека. В целом, повышение доверия граждан к правоохранительной системе остается ключевым элементом реформы. Для того, чтобы этого добиться, потребуются новые подходы к профилактике преступлений. Надо понимать, что за данное важнейшее направление работы не должны отвечать только те, кто выявляет и расследует преступления, иначе мы попадем в полную зависимость от присутствущего здесь конфликта интересов. К слову, заметная на сегодня работа по профилактике преступности ведется только Агентством по противодействию коррупции. Между тем, у органов прокуратуры имеются универсальные полномочия, которые могли бы придать этому направлению новый импульс. На мой взгляд, прокуратура, реализуя свою координирующую роль, способна качественно анализировать состояние преступности в стране и организовывать работу по ее профилактике, вовлекая в эту орбиту также институты гражданского общества и широкую общественность.

Если говорить об органах прокуратуры в целом, то, согласно поручения Главы государства, уже с 2021 года обязанность согласования ключевых процессуальных решений, затрагивающих права и свободы граждан по уголовным делам, законодательно будет возложена на прокурора. Это весьма серьезное решение, которое повлечет заметную трансформацию на поле уголовного процесса. Вкупе с решением президентской задачи обеспечения беспристрастного и справедливого правосудия, являющегося важным критерием правового государства, упомянутые меры призваны укрепить доверие общества как к органам правоохраны, так и к судам.

Работа с жалобами и обращениями граждан также требует изменения. Это самостоятельная, сложная, многоплановая тема, требующая отдельного разговора. Тем не менее отмечу, что те, кто работает в этом секторе, должны ясно понимать, что отсутствие эффективных механизмов по разрешению жалоб граждан способствует накоплению протестной активности в обществе. Необходим эффективный механизм разрешения жалоб граждан, в том числе на правоохранительные органы.

В завершение данной публикации хочу выразить уверенность, что все обоснованные предложения по реформе правоохранительной и судебной систем будут рассмотрены создаваемой по поручению Президента комиссии, в работе которой наряду с представителями правоохранительных и судебных органов ожидается также участие ведущих ученых, юристов-практиков, представителей общественности. Комиссии явно предстоит провести большую, фундаментальную работу.

Со своей стороны, как сенатор, могу заверить, что депутатский корпус качественно и оперативно обеспечит законодательную поддержку реализации всех поручений Главы государства, вытекающих из его нового Послания народу Казахстана», - сказал Нурлан Абдиров.


Сейчас читают