Когда братья договорились обо всем. Главные итоги госвизита Токаева в Азербайджан

обзор по госвизиту президента в Азербайджан
Коллаж: Kazinform, Midjourney

Президент Казахстана 11-12 находился с государственным визитом в Азербайджане. Этот визит можно считать весьма необычным, по-братски теплым и эмоционально насыщенным. Первый день госвизита Токаева проходил стандартно, по протокольному, с переговорами, с обсуждениями, встречами и подписанием межгосударственных документов и соглашений. А во второй день весь мир увидел, как два президента по-особому тепло общались друг с другом и жест Алиева – сел сам за руль автомобиля и повез своего гостя из аэропорта в город Физули, где проходил ряд других мероприятий.   Наш обзор по итогам визита начнем с вопросов сотрудничества двух братских стран. Эксперты сходятся во мнении, что этот визит заложил основу новому сотрудничеству, которое будет определять будущее не только двух стран, но и нескольких регионов.

Почему Казахстан и Азербайджан усиливают сотрудничество

Очевидно, что сегодня современные казахстанско-азербайджанские отношения находятся на подъеме. Торговый оборот увеличился в 5 раз с 2020 года. Между странами, помимо традиционных механизмов сотрудничества, действуют деловой и экспертный советы. В ходе госвизита Главы государства в Азербайджан свою работу начал Высший межгосударственный совет. Идет планомерная работа по наращиванию контактов в политической, торгово-экономической, транзитно-транспортной, энергетической и культурно-гуманитарной сферах.

госвизит в азербайджан
Фото: Акорда

За относительно короткий срок состоялось уже несколько встреч президентов двух государств. Этому немало причин. По мнению главного эксперта Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ) Болата Ауелбаева, Казахстан и Азербайджан зависят друг от друга и эта зависимость обоюдная и положительная.

- В текущих сложных геополитических условиях, Казахстан и Азербайджан находятся между глобальными экономическими проектами. Особо можно выделить инициативу Китая «Один пояс - один путь», европейские программы по развитию транспортных и энергетических коммуникаций, а также проект по развитию Среднего коридора, - сказал Болат Ауелбаев в интервью аналитическому обозревателю агентства Kazinform.

В последние годы и Казахстан, и Азербайджан активно развивают свои транспортные и транзитные возможности. Так известна казахстанская программа «Нурлы жол», в рамках которой развивалась национальная железнодорожная и автомобильная система. В данный момент реализуется второй этап этой программы. А Азербайджан построил свой участок железной дороги «Баку – Тбилиси - Карс». Все это заметно увеличило транзитные возможности обеих стран.

- Астана и Баку являются важным связующим звеном глобальных наземных транспортных коммуникаций известного как Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) или Средний коридор. Об этом также свидетельствуют итоги прошедших переговоров и подписанные документы в ходе визита Главы государства в Азербайджан, - отметил главный эксперт КИСИ.

Он добавил, что в числе подписанных документов были соглашения, меморандумы и планы мероприятий, направленные на развитие транспортной отрасли, энергетической сферы, цифровизации экономики, взаимных инвестиций и предпринимательства, отношений в образовательной и культурной сфере.

Средний коридор – главная артерия сотрудничества

Главный эксперт Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ) Адиль Каукенов согласен со своим коллегой Болатом Ауелбаевым. По его мнению, Азербайджан представляет большой интерес для Казахстана не только с точки зрения двусторонних отношений, но и с точки зрения больших региональных, континентальных проектов. В частности, тех, о которых упоминал Касым-Жомарт Токаев: это прокладка оптоволоконных связей через дно Каспия, проекты в транспортной сфере и в сфере «зеленой энергетики». При этом, проект развития Транскаспийского маршрута или Среднего коридора является одним из самых масштабных, который связывает целый ряд не только стран, но и регионов.

- Средний коридор стал новым направлением, который связывает порты, производственные площадки прежде всего Восточной Азии и именно Китая с европейским и ближневосточным регионами. То есть сразу несколько регионов нашли точку взаимодействия через этот маршрут, - отметил Адиль Каукенов в интервью аналитическому обозревателю агентства Kazinform.

При этом, он заметил, что, в целом, Казахстан предлагает достаточно много маршрутов и потому становится одним из важнейших сухопутных хабов на евразийском континенте. Этот факт, по его мнению, приобретает особую важность ввиду присутствующей нестабильности на Ближнем Востоке, которая перерастает из конфликта отдельных стран в большой региональный конфликт, представляющий прямую угрозу судоходству на самых популярных маршрутах, проходящих через этот регион.

- На сегодняшний день становится понятно, что именно сухопутные поставки являются очень важным направлением, которое позволяет, в случае нестабильности на морских маршрутах из-за которой они удлиняются и, соответственно, становятся дороже, обеспечить стабильные поставки. Сухопутные маршруты всегда более надежны, более стабильны и прогнозируемы. Транскаспийский маршрут уже интересен тем, что связывает Центральную Азию и Южный Кавказ, и с другой стороны, Южный Кавказ через Центральную Азию с Китаем, Восточной Европой, что очень важно для самого Южного Кавказа, - считает главный эксперт КИСИ.

Он отмечает, что на сегодняшний день Восточная Азия и Китай являются одними из крупнейших быстроразвивающихся экономик, создателей инновационных решений во взаимодействии с которыми заинтересованы абсолютно все регионы мира. И Центральная Азия, как раз помогает нашим партнерам на Южном Кавказе создать надежный сухопутный мост – «Новый шелковый путь» - во взаимодействии, развитии, в создании новых проектов.

- Собственно говоря, цифры подтверждают данный тезис. Из года в год Транскаспийский маршрут показывает большой рост. В 2022 году объем перевозок вырос в 2 раза, в 2023 году рост составил 65%, началась отправка новых позиций, которые ранее не отправлялись по этому маршруту, например, отправка нефти в Германию. Соответственно, лидеры стран ставят задачу максимально увеличить товарооборот по этому маршруту, довести его до 10 млн тонн, - отметил Адиль Каукенов.

В целом, Транскаспийский международный транспортный маршрут имеет большой потенциал, и, конечно, роль Казахстана и Азербайджана в осуществлении этого важного проекта весьма значительна. Развитие данной артерии будет способствовать не только расширению торговой динамики, но и усилит позиции наших стран в качестве связующего моста между Востоком и Западом.

госвизит президента в азербайджан
Фото: Акорда

Инвестфонд и продбезопасность

На полях встречи президентов Казахстана и Азербайджана глава фонда «Самрук-Казына» Нурлан Жакупов заявил о создании казахстанско-азербайджанского инвестиционного фонда. Он уточнил, что инвестфонд будет создан с целью финансирования проектов, представляющих интерес для двух государств. При этом общая платформа инвестирования позволит финансировать приоритетные проекты в разных секторах экономики стран Центральной Азии, а также Турции, Болгарии, Румынии и Венгрии.

- Это укрепит наше сотрудничество с Азербайджаном и, безусловно, принесет нам хорошую прибыль, поскольку это будет полностью коммерческий инвестиционный фонд, - отметил Нурлан Жакупов.

По мнению главного эксперта Болата Ауелбаева, это говорит о том, что государства делают акцент на развитии отношений в инвестиционном плане, а также на развитии МСБ.

- Можно предположить, что это будет важным в контексте развития западного региона Казахстана и Восточно-Зангезурского экономического района и экономического региона Карабаха Азербайджана, - отмечает эксперт.

Напомним, на инаугурации после недавних выборов президент Азербайджана Ильхам Алиев особо отметил о восстановлении экономики Карабаха.

- Надо отметить, что этот регион очень перспективен в плане развития агропромышленной сферы и туризма. Карабах – в переводе «черный сад». Там очень плодородная почва и хорошие погодные условия. В перспективе его развитие будет выгодно обеим сторонам, - сказал Болат Ауелбаев.

По его мнению, у обеих стран есть хорошие перспективы наладить взаимодействие в агропромышленном секторе.

- Казахстан может поставлять зерно и муку со своих северных регионов, в свою очередь Азербайджан мог бы снабжать сельскохозяйственной продукцией наш западный регион. Если наши предприниматели проявят интерес в развитие сельскохозяйственных проектах в Азербайджане, это будет и хорошая перспектива в плане бизнеса, а также в обеспечении необходимой сельхозпродукцией Казахстана, что станет вкладом в национальную продовольственную безопасность, - предполагает спикер.

Каспий и «зеленая повестка»

В ходе визита Главы государства в Азербайджан особый акцент был сделан на развитии «зеленой энергетики». В этом плане основным ресурсом выступает Каспийское море.

визит президента в азербайджан
Фото: Акорда

- Каспийское море обладает большими ресурсами для развития «зеленой энергетики», в частности выработки электричества от ветровой генерации. Необходимо использовать такие возможности и масштабные проекты уже разрабатываются как с казахстанской, так и с азербайджанской стороны, - отмечает Болат Ауелбаев. 

Кроме того, он заметил, что в ноябре 2024 года в Баку состоится 29-ая Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP-29). Это также открывает дополнительные перспективы для обеих стран.

- Это очень важное и большое мероприятие, направленное на борьбу с изменением климата, снижение парниковых выбросов и переход экономики на использование «зеленых технологий». Это также открывает возможности для Казахстана и Азербайджана активнее обсуждать вопросы инновационных разработок, развития и экспорта ВИЭ-ресурсов в страны ЕС и инициировать совместные проекты в сфере «зеленой энергетики», - считает эксперт.

Отметим, в своем интервью азербайджанскому новостному агентству АПА (Азери-Пресс – прим. ред.) Касым-Жомарт Токаев отметил, что потенциал «зеленой» энергии в Казахстане огромен - около 1 млрд ГВт/ч в год. Поэтому крупнейшие мировые компании сегодня проявляют большой интерес к инвестированию в эту сферу в Казахстане.

В свою очередь, по мнению Президента, и Азербайджан добился серьезных успехов в активном продвижении «зеленой» повестки. Азербайджан является успешным поставщиком электроэнергии на внешние рынки и участвует в инициативе под названием Black Sea Energy, которая является частью европейской инициативы Global Gateway.

Как отметил Глава государства в интервью АПА, перспективными направлениями в области Каспия видится объединение усилий ученых двух стран в проведении исследований в таких областях, как снижение уровня моря, сохранение популяции каспийского тюленя и ихтиофауны, а также оздоровление акватории и побережья Каспия.

По мнению экспертов, судя по выступлениям глав государств на брифинге для представителей СМИ в Баку, они удовлетворены результатом встречи. Впереди очень много планов, реализация которых выведет сотрудничество двух государств на новый уровень, а также может определить будущее сразу нескольких регионов.

Сейчас читают