Казахстан стал кузницей АНК – заместитель председателя еврейского этнокультурного центра «Алеф»

None
None
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – В нашей стране под единым шаныраком в мире и согласии проживают более 130 этносов. У каждой из них есть свои особенности в традициях, языке. Казахстан предоставляет равные возможности всем, кто хочет рассказать о своей культуре. Для этого созданы кружки, культурные центры, проводятся различные мероприятия. Корреспондент МИА «Казинформ» заглянула в один из этих центров - в столичный еврейский этнокультурный центр «Алеф». Заместитель председателя центра Нахум Горбунов рассказал о том, как они развивают свои культуру и язык в Казахстане.

Если театр начинается с вешалки, то у евреев духовно-нравственное познание начинается с входа в просторный кабинет, где представлены различные национальные атрибуты. На косяке двери - мезуза - свиток пергамента, содержащий часть текста молитвы «Шма».

«Раньше на косяке писали «Помни, кто ты есть». Мезузу прикрепляют к косяку двери, потому что мы чаще всего либо заходим, либо выходим из комнаты. Проходя, мы должны дотрагиваться до мезузы. Это означает, что мы придерживаемся и соблюдаем то, что на ней написано. Эта духовная ценность является непременной атрибутикой любой двери у евреев», - пояснил заместитель председателя еврейского этнокультурного центра «Алеф» Нахум Горбунов.


А затем застеленная красная ковровая дорожка ведет к трибуне. Каждый совершеннолетний может пройтись по красной дорожке, дойти до трибуны и призвать остальных придерживаться духовных ценностей: «Давайте дружить!», «Будем братьями!».


На стенах развешаны различные плакаты, календарь, фотографии волонтеров, которые поддерживают культурный центр. На одной из картин представлена еврейская символика, связанная с исторической родиной - Израилем.


«На картине изображена декларация Независимости Израиля. Также вы видите знаменитую менору - семисвечник. То есть каждый день зажигали по одной свечке до окончания недели. Еще в Советском Союзе была такая традиция, что люди носили недельку. Она представляла собой колечко. Тоненькое колечко означало понедельник, два колечка – вторник и так далее. В нашем понимании голубь – символ мира, к чему стремится Израиль. На картине изображена наша символика, чтобы помнить, кто мы есть», - пояснил Нахум Горбунов.


К слову, о семисвечнике, у евреев день недели начинается с воскресенья. В канун пятницы, по словам заместителя председателя этнокультурного центра, нужно совершать добрые дела. Встречая субботу, в еврейской семье накрывают праздничный стол. Все дела нужно завершать до наступления субботы. А в последний день недели евреям положено отдыхать, праздновать и уделять время себе.

«В субботу запрещено готовить пищу. Поэтому готовим лакомства в пятницу и подогреваем их в субботу. На праздничном столе непременно должно быть символическое виноградное вино. Поэтическое название Израиля означает «Виноградник Всевышнего». Трапеза начинается с вина. Мы все знаем такое понятие, как ужин при свечах. Оно взято из еврейской традиции, чтобы помочь создать человеку уютную обстановку: приглушенно горят свечи, застелена белая скатерть. Именно так мы проводим наш выходной праздничный день – субботу», - рассказал он.

Евреи живут по солнечно-лунному календарю. Год идет по солнцу, а месяца – по лунному календарю. Поэтому Новый год празднуется необычным образом. В этом году Новый год начался 18 сентября и продлился до 20 сентября.


«Один из наших основных праздников в Новом году – Воспоминание о трубном звуке. Мужчина трубит бараний рог. Память о трубном звуке символизирует смену даты, эпохи и года. Традиционно в Новый год отрезается кусочек яблока, его макают в мед, преподносят всем, чтобы год был сладким и успешным. Гранат также является символическим фруктом нашего народа. По преданию в каждом зернышке граната столько заповедей, сколько в Торе (первая часть Библии): почитай родителей, не делай ложных сведений, люби ближнего. То есть в заповедь включены все нравственные ценности. Мы – народ, который стремится к образованию, духовности. Кроме Торы нет другого источника о нашем происхождении. Поэтому у нас нет деления светского и религиозного. В новом году также подают баранью либо рыбью голову, чтобы мы всегда были не в хвосте, а в голове. Морковка обжаривается до золотистого цвета, чтобы люди стремились к изобилию, добру и миру», - отметил Нахум Горбунов.


В кабинете отдельное место отведено государственным символам Израиля и их атрибутам. Можно также увидеть панораму города Иерусалима.

«В направлении юго-запада от Нур-Султана расположена святая земля Иерусалима. Поэтому государственные символы, панорама города, наша иная атрибутика расположена в левой части кабинета. Когда мы хотим произнести благословение, смотрим именно в эту сторону по направлению к Иерусалиму. На самом верху шкафа расположены книги духовного содержания. Поскольку такие книги являются самой высшей ценностью для нас, они расположились на верхней полке. Выше книг ничего не должно быть», - подчеркнул он.

Удивительно, что казахское слово «садақа» на еврейском звучит как «цдака». По словам Нахума Горбунова, правилом хорошего тона считается дотронуться до мезузы, прочитать молитву и сделать пожертвование «цдака». «Это разрушает некие стереотипы о скупости евреев. Больше всего на благотворительность тратят США через разные фонды. Из них американские евреи выделяют 33% средств», - рассказал он.

В кабинете отведено отдельное место книгам на казахском языке. Одна из них - книга Елбасы Нурсултана Назарбаева.

«Книга Нурсултана Абишевича издана на трех языках: казахском, русском и английском. Есть только тысяча экземпляров. Одну из тысячи подарили мне. Для меня это большая честь», - подчеркнул он.

В этнокультурном центре Нахум Горбунов начал работать с 1993 года. Евреи города, ученые, журналисты открыли центр. Членами также являются волонтеры, которые оказывают помощь, помогают и познают новую культуру.

«Любой человек может стать членом нашего центра, главное - не с антиеврейским или антигосударственным лозунгом, чтобы не призывал к распрям. Каждому после вступления выдаем членские билеты. Наш украинский мальчик в казахском центре поет, русская женщина чечено-ингушей обучает танцам. Наши два еврея стали членами украинского центра», - рассказал он.


Нахум Горбунов - религиовед, в центре преподает культуру, язык, традиции евреев. В этнокультурном центре также учат танцам, пению. Творческий коллектив активно принимает участие в различных мероприятиях.

Наша семья проделала большой путь, рассказал он. В Казахстан они приехали из Беларуси. Его отец был скульптором, его пригласили на работу в Казахстан в 1959 году.

«Здесь была перспектива, осваивали Целину, подъемные хорошо платили. Казахстан в то время был символом чего-то нового, молодежного. Тут своя романтика. Так мы и остались. В одно время, когда умер наш отец, и мы переехали в столицу, нас приютила казахская семья. Мы у них жили. Мальчишкой помню, что когда мимо нас проходил дедушка-казах, дворовые мальчишки выбегали ему навстречу, здоровались, произнеся «Ассалам алейкум». Для себя так отмечал: «ассалам алейкум» звучит как наше «шалом алейхум». Вот эта трансформация пришла через религию и стала традиционной как у казахов, так у евреев. Думал: надо же, казахи наши родственники - родственники евреев. Чуть дальние, конечно. Так мы переехали в столицу. После смерти отца маме предложили работу, предоставили квартиру, получали льготы, потому что папа был фронтовиком. Мы дружим со всеми народами. Моя мама раньше работала в городской больнице. Там она подружилась с немкой по имени Эльза. Узнав об этом, все ставили в пример их дружбу, потому что они были искренними подругами», - поделился он.


Если казах с евреем встретятся, то о культуре и происхождении народов, об интересе к другой культуре можно часами говорить, рассказывает Нахум Горбунов.

«Нурсултан Назарбаев как-то сказал, что казах может любого человека обнять. Действительно это так. Казаху было интересно: пришли новые люди, кто они такие, как живут, может, им помощь нужна. Одна гречанка даже рассказывала, что когда приехали в Казахстан, у них ничего не было, казахи у себя поселили. Они кушали один хлеб. Она признается, что для нее баурсаки - это святой хлеб. Пять-шесть лет тому назад, будучи генеральным секретарем ООН Пан Ги Мун с рабочим визитом приехал в Казахстан. Он спросил у нас, как нам тут живется. На что мы ответили: «Спасибо Елбасы Нурсултану Назарбаеву, что не забываем свои язык и культуру». Я воспринимаю, что у меня есть три Родины. Израиль – наша историческая Родина, географическая Родина – место, где мы родились, то есть Беларусь. Приехали в Казахстан на Целину. Здесь тоже моя Родина. Это страна, в которой живу, работаю в культурном центре, в Ассамблее народа Казахстана. Здесь мой дом», - поделился Нахум Горбунов.

В этом году Ассамблея народа Казахстана отмечает 25-летний юбилей. Герой нашей статьи тоже является членом этой организации, объединивший различные этносы.

«Каждый центр приглашает друг друга к себе в гости, совместно проводим мероприятия, круглые столы, рассказываем о себе. У нас есть живой интерес ко всему. Если раньше я не знал о мордовской культуре, то теперь осведомлен, что у них две племени: эрзя и мокши. В Ассамблее я как рыба в воде. Мое хобби со временем переросло в практическую деятельность. Казахстан стал кузницей АНК. И это не случайно», - заключил заместитель председателя еврейского этнокультурного центра «Алеф», член Ассамблеи народа Казахстана Нахум Горбунов.



Сейчас читают