IPO —новая глава в истории и развитии компании Air Astana

Air Astana
Фото: Air Astana

В четверг стартовали вторичные торги акциями и глобальными депозитарными расписками (ГДР, равна 4 акциям) на «Бирже Международного финансового центра «Астана» (AIX) и Казахстанской фондовой бирже (KASE), передает агентство Kazinform.

Безусловные торги по ГДР на Лондонской фондовой бирже (LSE) начались днем ранее.

Данное размещение стало одним из значимых событий на финансовых рынках и крупнейшим IPO с начала года на Лондонской фондовой бирже с совокупным объемом размещения по трем площадкам в размере $370 млн на фоне общего спроса в размере более $1 млрд, из которого порядка $483 млн приходится на спрос казахстанских розничных и институциональных инвесторов — $215 млн и $267 млн, соответственно. Остаток спроса пришелся на международных институциональных инвесторов, подававших свои заявки на Лондонской фондовой бирже, среди которых в том числе и Европейский Банк Реконструкции и Развития, что несомненно свидетельствует о высокой инвестиционной привлекательности авиакомпании и интереса иностранного капитала к Казахстану.

При этом, несмотря на превалирующий спрос на международном рынке, продающие стороны в лице фонда «Самрук-Қазына», британского акционера авиакомпании BAESystems и самой Эйр Астаны, отдали свое предпочтение казахстанским инвесторам, удовлетворив местный спрос на значительные $215 млн или 58% от общего размера сделки. В свою очередь, удовлетворенный объем заявок от казахстанских розничных инвесторов составил целых $113,6 млн, что составляет 31% от размера IPO. Вдобавок можно отметить, что косвенно казахстанские розничные инвесторы получили акции и посредством частично удовлетворенной заявки Единого накопительного пенсионного фонда в размере $55 млн или 15% от всего размера сделки. $155 млн или 42% от удовлетворенного спроса составили иностранные инвесторы, что предположительно позволит обеспечить значительную ликвидность и поддержку котировкам ценных бумаг на вторичном рынке.

В результате прошедшего IPO доля первоначальных акционеров в капитале авиакомпании снизилась с 51 процента до 41 процентов для фонда "Самрук-Казына" и с 49 процентов - до 15,3 процента для BAE Systems, что позволило им выручить от сделки порядка 23,5 миллиона долларов и 226,5 миллионов долларов, соответственно. Самой же авиакомпании "Эйр Астана" по итогам IPO удалось привлечь 120 миллионов долларов для дальнейшего развития, что неоднократно ею декларировалось в преддверии сделки. Таким образом, объем акций в свободном обращении или так называемый free float составил рекордные 43,7 процента, что, несомненно, приветствуется рынком и будет способствовать ликвидности ценных бумаг авиакомпании после IPO.

— Это IPO помогает привлечь дополнительный капитал для стимулирования развития авиакомпании Эйр Астана, а высокие требования к отчетности из-за нового публичного статуса позволят улучшить корпоративное управление и повысить доверие к компании. Мы считаем, что IPO — это новая глава в истории и развитии компании, — сказал в приветственном слове во время церемонии открытия Нурлан Жакупов.

Он также добавил, что Эйр Астана — отличная компания с сильным менеджментом, которая, безусловно, вдохновит и другие казахстанские компании последовать ее примеру.

Air Astana

Эйр Астана: история успеха в цифрах

Группа компаний Эйр Астана — это крупнейшая группа авиакомпаний в Центральной Азии и Кавказском регионе по доле рынка. В момент образования Эйр Астаны в 2001 году акционеры вложили в компанию лишь $17 млн, после чего дополнительных вложений не было.

На момент закрытия сбора заявок стоимость компании оценивалась в $847 млн, что представляет собой впечатляющий прирост в 50 раз за время ее существования.

Более того, за период деятельности авиакомпания выплатила дивиденды на долю государства в размере порядка $80 млн (справочно: всего $156 млн) и свыше $711 млн в виде налогов.

Эйр Астана за 9 месяцев 2023 г. обслужила около 8 миллионов клиентов и больше направлений, чем любая другая авиакомпания в регионе. Более того, коэффициент пассажирской загрузки составляет 84%. Компания имеет парк из 50 современных самолетов (средний возраст — около 5 лет), к 2028 г. планируется нарастить флот до 80 единиц.

За 9 месяцев 2023 года достигла выручки в размере $1,2 млрд, а маржинальность EBITDAR составила впечатляющие 28%.

В постковидный период Эйр Астана восстановила свои международные направления и пассажиропоток гораздо быстрее в сравнении с большинством авиакомпаний мира.

Группа Эйр Астана перешла от операционного убытка в размере $69,3 млн за год, закончившийся 31 декабря 2020 г., к операционной прибыли в размере $102,2 млн и $148,7 млн США за годы, закончившиеся 31 декабря 2021 г. и 31 декабря 2022 г., соответственно, при этом, продемонстрировав, совокупный среднегодовой темп роста выручки 60,6% за три года, закончившиеся 31 декабря 2022 г.

Группа занимает 70% доли внутреннего рынка Казахстана по количеству предлагаемых мест, а на международном рынке 28%.

Два дифференцированных, но дополняющих друг друга бренда группы Эйр Астана (Эйр Астана, бренд с полным спектром услуг и флагманский авиаперевозчик Казахстана, и FlyArystan, бюджетная авиакомпания) позволяют группе Эйр Астана ориентироваться на различные рынки клиентов и регионы, предоставляя выбор в соответствии с различными потребностями клиентов и целями путешествия.

Компания также неоднократно получала престижные международные награды за превосходное качество обслуживания и высокие стандарты безопасности.

Сигналы рынку: как IPO авиакомпании повлияет на инвестклимат

IPO Эйр Астаны — еще одно доказательство того, что в портфеле Самрук-Қазына есть отличные компании мирового уровня, и что инвестклимат в Казахстане достаточно привлекателен для иностранных инвесторов.

IPO позволит Эйр Астане и далее наращивать темпы развития и становиться одной из ведущих авиакомпаний мира.

Совместными глобальными координаторами размещения стали Citigroup GlobalMarkets Limited и Jefferies International Limited, а WOOD & Company Financial Servicesa.s. выступил в качестве совместного букраннера.

Локальным координатором и совместным букраннером размещения в Казахстане выступил Halyk Finance. Кроме того, в сделке участвовали Freedom Finance Global в качестве ведущего менеджера, а также BCC Invest, Jusan Invest и SkyBridge Invest в качестве ко-менеджеров.

Air Astana
Air Astana
Сейчас читают